«О подготовке выпускников 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации 2019 года»

«О подготовке выпускников 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации 2019 года».

зам. директора  УВР  МБОУ «Эмисская СОШ»

Гаврильева А.Н.

Готовность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. Можно представить весь процесс обучения в виде дома, в строительстве которого принимают участие все члены семьи. А если речь идет о готовности к государственной итоговой аттестации, то в этом процессе принимают участие все члены педагогического коллектива, а не только администрация школы, классные руководители и учителя-предметники выпускных классов, которые готовят учеников к итоговой аттестации.

В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме и по материалам ЕГЭ и ОГЭ выделяют следующие составляющие:

  • информационная готовность(владение информацией о подготовке и проведении итоговой аттестации в полном объеме);
  • предметная готовность(готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания различного уровня сложности);
  • психологическая готовность(состояние готовности или внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в процессе подготовки и ситуации сдачи экзамена).

Ориентируясь на данные компоненты, к актуальным вопросам подготовки к итоговой аттестации относятся:

  1. Организация информационно-разъяснительной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.
  2. Мониторинг качества обученности.
  3. Психологическая подготовка к ГИА.

Комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к итоговой аттестации способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена и предполагает целенаправленное сотрудничество администрации, учителей-предметников и педагога-психолога. Очень хотелось бы включить в эту группу и родителей выпускников, но не все они горят желанием нас слышать, принимать результативное и качественное участие в процессе подготовки к ГИА и оказывать школе нужное содействие в данном вопросе.

 

Содержание и мониторинг информационной деятельности

МБОУ «Эмисская СОШ»

по вопросам подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

 

Информационно-разъяснительная работа ориентирована на всех участников образовательного процесса: учителей, обучающихся, родителей.

  1. Содержание информационно-разъяснительной работы с педагогическим коллективом

Организация информационно-разъяснительной работы с коллективом начинается с анализа итоговой аттестации за прошлый учебный год, что нами было сделано 30 августа 2018 года на первом заседании Педагогического совета в 2018-2019 учебном году. В течение учебного года проводились административные совещания, Педагогический совет, на которых рассматривались вопросы подготовки к ГИА и содержание нормативно-правовых документов по данному вопросу. Так же эти вопросы рассматриваются на заседаниях  школьных методических объединений. Представители ШМО выступали на заседании Педагогического совета по вопросу подготовки к ГИА-2019г.

Учителя нашей школы регулярно посещают семинары, вебинары, занимаются самообразованием по вопросам готовности к государственной итоговой аттестации. В этом году в государственной итоговой аттестации принимают участие учителя школы:

организаторы ОГЭ -2;

организаторы ЕГЭ-2;

технический специалист -1;

общественный наблюдатель-2

организаторы вне аудитории-2.

Необходимо владеть знаниями современных требований, предъявляемых к работе организаторов и технических специалистов, привлекаемых к проведению ОГЭ и ЕГЭ. Это положительно отразится на качестве нашей работы в период проведения ГИА.

2.Содержание информационно-разъяснительной работы с учащимися.

1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

— расписание экзаменов;

— правила поведения на экзамене;

— правила заполнения бланков;

— правила и порядок подачи апелляций.

2) Информационный стенд для учащихся  оформлен в соответствии с требованиями: нормативные документы, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ и ОГЭ, расписание экзаменов, правила поведения на экзаменах и другая необходимая информация представлена в полном объеме.

3) Информационные стенды в библиотеке для выпускников и их родителей. Педагог-библиотекарь Захарова У.У. выполняет все требования, предъявляемые к материалам, размещенным в библиотеке, как к одному из основных источников информационно-разъяснительной работы по вопросам подготовки и проведения ГИА.

4) Школьный сайт, на котором размещена вся необходимая информация по вопросам подготовки и проведения ГИА. Сайтом могут воспользоваться все участники образовательных отношений. Ответственный за школьный сайт Тимофеева Е.А. регулярно размещает и обновляет тематическую информацию.

5) Проведение классных часов по вопросам подготовки и проведения ОГЭ и ЕГЭ (профессиональное и высшее образование, минимальное количество баллов на экзамене). Всего за истекший период было проведено 8 классных часов в 9 и 11 классах с участием членов администрации школы.

  1. Содержание информационно-профилактической работы с родителями учащихся.

1) Родительские собрания:

  • информирование родителей о процедуре ЕГЭ и ОГЭ, об особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;

информирование о пункте проведения экзамена, вопросы проведения пробного и основного ОГЭ и ЕГЭ;

  • вопросы дальнейшего обучения выпускников 9 классов.

2) Индивидуальное консультирование родителей чаще бывает связано с вопросами ответственного отношения к подготовке к экзаменам, выполнения домашнего задания по предметам, посещения дополнительных занятий и консультаций по подготовке к ГИА (члены администрации, классные руководители, педагог-психолог).

 

 

Мониторинг предметной готовности (качество обученности)

Особое внимание в процессе деятельности школы по подготовке учащихся к ГИА занимает мониторинг качества обученности по экзаменационным предметам. Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ включает следующие направления деятельности:

  1. внутришкольный контроль по вопросам качества обучения и повышения уровня обученности в вопросах подготовки к ГИА;
  2. проведение классно-обобщающего контроля выпускных классов;
  3. проведение стартовых административных работ по русскому языку и математике (сентябрь);
  4. проведение административных контрольных работ в форме и по материалам ОГЭ и ЕГЭ по экзаменационным предметам (ноябрь, январь, апрель);
  5. Участие в тренировочных тестированиях по математике, по русскому языку, по обществознанию, по истории.
  6. посещение курсов по выбору в 9 и элективных курсов в 11 классах, способствующих расширению знаний учащихся по учебным предметам;
  7. индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися;
  8. использование Интернет- ресурсов для подготовки к ГИА.

Кроме этого, мониторинг качества обученности включает в себя следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, которые учащиеся будут сдавать в форме ЕГЭ и ОГЭ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного тестирования по предметам в форме и по материалам ЕГЭ и ОГЭ.

 

Вопросы внутришкольного контроля по вопросам качества обучения и повышения уровня обученности в вопросах подготовки к ОГЭ и ЕГЭ запланированы, исходя из анализа результатов ГИА 2018 года.

За истекший период согласно плану ВШК были рассмотрены следующие вопросы по подготовке к ГИА:

-организация дифференцированных дополнительных занятий по русскому языку и математике в 9, 11 классах;

— работа учителей математики 9, 11 классов на уроках со слабоуспевающими учащимися;

— работа учителей русского языка 9, 11 классов с одаренными детьми;

— проведение дифференцированных дополнительных занятий по предметам по выбору в 9, 11 классах;

— классно-обобщающий контроль в 9,11 классах.

При прохождении итоговой аттестации по математике мы ежегодно получаем неудовлетворительный результат от некоторых выпускников, на ВШК отдельно был вынесен вопрос о работе со слабоуспевающими учащимися. На сегодняшний день положительного результата эта работа не принесла. За результат ГИА отвечает школа и учителя.

Результаты ГИА по русскому языку всегда более высокие, чем по математике.

Психологическая готовность к государственной итоговой аттестации

Методы проведения занятий педагога-психолога Ноговицыной М.Ю. разнообразны: групповые дискуссии, игровые, медиативные техники, анкетирование, мини лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенным темам. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.

Деятельность педагога-психолога заключается:

  • в психологическом просвещении родителей на родительских собраниях и консультациях (рекомендации по поддержке детей и помощи им в период подготовки и сдачи экзаменов);
  • психологической диагностике уровня готовности к ГИА и ЕГЭ и коррекции эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося в процессе подготовки к ГИА и ЕГЭ (уровень тревожности, самооценки, уровень притязаний, локус контроля (ответственность за свои действия));
  • организации групповых и индивидуальных развивающих занятий с элементами тренинга (развитие саморегуляции, самоконтроля, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, развитие навыков мыслительной деятельности);

Работа с учащимися проводится как со всем классом, так и выборочно.

Главное условие успешной сдачи ЕГЭ — это разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. Разработка индивидуальной стратегии возможна лишь при условии психологической зрелости выпускника, так как от него требуется осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех.

Психологическая подготовка к ЕГЭ

ЦЕЛИ:

  • отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену;
  • обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля;
  • повышение уверенности в себе, в своих силах.

 

Задачами учителя являются:

— адекватная оценка в течение учебного периода знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

— не «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности, а организация системной продуманной работы в течение всех лет обучения предмету (должна быть преемственность между учителями-предметниками и периодом обучения);

— индивидуальное выполнение самими учителями экзаменационных работ ЕГЭ по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;

— составление плана собственной работы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ в процессе преподавания предмета;

— проведение обсуждения этих планов со всеми участниками образовательного процесса;

— проведение практикумов, целью которых является прогнозирование и предупреждение возможных ошибок учащихся, определение методических приемов по предупреждению этих ошибок (групповая работа учащихся);

— анализ результатов собственных, муниципальных, региональных, федеральных тестирований, пробного тестирования и др.

Система работы учителя по организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе подготовки старшеклассников к ЕГЭ и ЕГЭ через реализацию деятельностного подхода состоит из следующих компонентов:

  1. диагностика мотивации, уровня самостоятельной деятельности, базового уровня знаний учащихся, пробелов в знаниях школьников за предыдущий год обучения, уровня развития самостоятельности каждого ученика с целью выявления общей картины развития и возможностей класса, а также устранение пробелов для последующей работы;
  2. создание психолого-педагогических и организационно — педагогических условий для организации учебно-познавательной деятельности учащихся:
  • через организацию обучения технике сдачи теста.
  • перспективное планирование хода подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ с опорой на достигнутые знания, коммуникативные знания и умения школьников.
  • планирование учебного процесса с учетом подготовки школьников к ГИА и ЕГЭ через каждый урок, этапы урока, блоки материала, уроки -тренинги и уроки систематизации.
  • через использование различных видов и уровней КИМов;
  • через использование тестового и дидактического материала, отвечающего принципу последовательного нарастания сложности.
  • через формирование общеучебных и предметных умений и навыков, ключевых компетенций;
  • через субъект – субъектные формы взаимодействия учителя и учащихся;
  • через организацию самостоятельной работы учащихся по КИМам, как в урочное, так и во внеурочное время.
  • через проведение тренировочных и диагностических работ в формате ГИА и ЕГЭ через систему «Решу ОГЭ, ЕГЭ», «ФИПИ», «Сдам ЕГЭ» , «Незнайка» и т.д.;
  • через разработку индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
  • через совершенствование форм и методов обучения.
  1. оценка и анализ эффективности работы по формированию осознанных, прочных знаний, умений и навыков по математике и готовности школьников к ЕГЭ.

Работа классного руководителя с учащимися включает следующие направления:

  • вдумчивое знакомство с нормативно-правовыми материалами Министерства образования Российской Федерации о проведении ГИА. В ходе этой работы классному руководителю необходимо выявить степень информированности школьников о ГИА и ликвидировать пробелы;
  • формирование у обучающихся позитивного отношения к новой форме аттестации;
  • осуществление постоянной связи между субъектами системы: обучающиеся – родители – учителя-предметники – классный руководитель, с целью выявления неуспешности ученика и содействия в систематическом повторении важнейших разделов дисциплин;
  • формирование у выпускников потребности в непрерывном образовании и совершенствовании умения владеть собой в сложных жизненных ситуациях; воспитание самодисциплины, самоконтроля и развитие высокой трудоспособности (формы взаимодействия: беседы, индивидуальные консультации, часы общения);

 

Работа классного руководителя с учителями-предметниками состоит в:

  • содействии в организации систематического повторения всех важнейших разделов дисциплин и постоянного контроля блоков повторения в календарно-тематических планах;
  • отслеживании наличия различных форм контрольно-измерительных материалов и обеспечение подготовки и проведения тренинга, способствующего совершенствованию у обучающихся навыка работы с КИМами;
  • организации психолого-педагогических консилиумов, заседаний малого педсовета, совещаний по проблемам подготовки к итоговой аттестации, а также собеседований с учителями-предметниками;
  • организации и контроле индивидуальной работы учителей-предметников с обучающимися.

Работа классного руководителя с родителями заключается:

  • в оказании необходимой помощи при изучении нормативно-правовой базы ГИА,
  • в обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить
  • семья для успешного прохождения обучающимся ГИА,
  • в обсуждении организации учебной домашней работы, режим труда и отдыха обучающихся,
  • в оказании помощи, совместно с родителями, каждому выпускнику в выборе предметов для прохождения аттестации в форме ГИА.

Полноценная поддержка выпускников возможна только в том случае, если психологам, педагогам и родителям удается совместно выработать единую стратегию.

 

Выпускник должен:

  • осознанно выбрать учебные предметы для сдачи ГИА и ЕГЭ;
  • знать критерии оценивания по учебным предметам;
  • уметь рефлексировать свою деятельность по подготовке к экзамену.