«О подготовке выпускников 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации 2019 года».
зам. директора УВР МБОУ «Эмисская СОШ»
Гаврильева А.Н.
Готовность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. Можно представить весь процесс обучения в виде дома, в строительстве которого принимают участие все члены семьи. А если речь идет о готовности к государственной итоговой аттестации, то в этом процессе принимают участие все члены педагогического коллектива, а не только администрация школы, классные руководители и учителя-предметники выпускных классов, которые готовят учеников к итоговой аттестации.
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме и по материалам ЕГЭ и ОГЭ выделяют следующие составляющие:
- информационная готовность(владение информацией о подготовке и проведении итоговой аттестации в полном объеме);
- предметная готовность(готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания различного уровня сложности);
- психологическая готовность(состояние готовности или внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в процессе подготовки и ситуации сдачи экзамена).
Ориентируясь на данные компоненты, к актуальным вопросам подготовки к итоговой аттестации относятся:
- Организация информационно-разъяснительной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.
- Мониторинг качества обученности.
- Психологическая подготовка к ГИА.
Комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к итоговой аттестации способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена и предполагает целенаправленное сотрудничество администрации, учителей-предметников и педагога-психолога. Очень хотелось бы включить в эту группу и родителей выпускников, но не все они горят желанием нас слышать, принимать результативное и качественное участие в процессе подготовки к ГИА и оказывать школе нужное содействие в данном вопросе.
Содержание и мониторинг информационной деятельности
МБОУ «Эмисская СОШ»
по вопросам подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Информационно-разъяснительная работа ориентирована на всех участников образовательного процесса: учителей, обучающихся, родителей.
- Содержание информационно-разъяснительной работы с педагогическим коллективом
Организация информационно-разъяснительной работы с коллективом начинается с анализа итоговой аттестации за прошлый учебный год, что нами было сделано 30 августа 2018 года на первом заседании Педагогического совета в 2018-2019 учебном году. В течение учебного года проводились административные совещания, Педагогический совет, на которых рассматривались вопросы подготовки к ГИА и содержание нормативно-правовых документов по данному вопросу. Так же эти вопросы рассматриваются на заседаниях школьных методических объединений. Представители ШМО выступали на заседании Педагогического совета по вопросу подготовки к ГИА-2019г.
Учителя нашей школы регулярно посещают семинары, вебинары, занимаются самообразованием по вопросам готовности к государственной итоговой аттестации. В этом году в государственной итоговой аттестации принимают участие учителя школы:
организаторы ОГЭ -2;
организаторы ЕГЭ-2;
технический специалист -1;
общественный наблюдатель-2
организаторы вне аудитории-2.
Необходимо владеть знаниями современных требований, предъявляемых к работе организаторов и технических специалистов, привлекаемых к проведению ОГЭ и ЕГЭ. Это положительно отразится на качестве нашей работы в период проведения ГИА.
2.Содержание информационно-разъяснительной работы с учащимися.
1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:
— расписание экзаменов;
— правила поведения на экзамене;
— правила заполнения бланков;
— правила и порядок подачи апелляций.
2) Информационный стенд для учащихся оформлен в соответствии с требованиями: нормативные документы, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ и ОГЭ, расписание экзаменов, правила поведения на экзаменах и другая необходимая информация представлена в полном объеме.
3) Информационные стенды в библиотеке для выпускников и их родителей. Педагог-библиотекарь Захарова У.У. выполняет все требования, предъявляемые к материалам, размещенным в библиотеке, как к одному из основных источников информационно-разъяснительной работы по вопросам подготовки и проведения ГИА.
4) Школьный сайт, на котором размещена вся необходимая информация по вопросам подготовки и проведения ГИА. Сайтом могут воспользоваться все участники образовательных отношений. Ответственный за школьный сайт Тимофеева Е.А. регулярно размещает и обновляет тематическую информацию.
5) Проведение классных часов по вопросам подготовки и проведения ОГЭ и ЕГЭ (профессиональное и высшее образование, минимальное количество баллов на экзамене). Всего за истекший период было проведено 8 классных часов в 9 и 11 классах с участием членов администрации школы.
- Содержание информационно-профилактической работы с родителями учащихся.
1) Родительские собрания:
- информирование родителей о процедуре ЕГЭ и ОГЭ, об особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;
информирование о пункте проведения экзамена, вопросы проведения пробного и основного ОГЭ и ЕГЭ;
- вопросы дальнейшего обучения выпускников 9 классов.
2) Индивидуальное консультирование родителей чаще бывает связано с вопросами ответственного отношения к подготовке к экзаменам, выполнения домашнего задания по предметам, посещения дополнительных занятий и консультаций по подготовке к ГИА (члены администрации, классные руководители, педагог-психолог).
Мониторинг предметной готовности (качество обученности)
Особое внимание в процессе деятельности школы по подготовке учащихся к ГИА занимает мониторинг качества обученности по экзаменационным предметам. Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ включает следующие направления деятельности:
- внутришкольный контроль по вопросам качества обучения и повышения уровня обученности в вопросах подготовки к ГИА;
- проведение классно-обобщающего контроля выпускных классов;
- проведение стартовых административных работ по русскому языку и математике (сентябрь);
- проведение административных контрольных работ в форме и по материалам ОГЭ и ЕГЭ по экзаменационным предметам (ноябрь, январь, апрель);
- Участие в тренировочных тестированиях по математике, по русскому языку, по обществознанию, по истории.
- посещение курсов по выбору в 9 и элективных курсов в 11 классах, способствующих расширению знаний учащихся по учебным предметам;
- индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися;
- использование Интернет- ресурсов для подготовки к ГИА.
Кроме этого, мониторинг качества обученности включает в себя следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, которые учащиеся будут сдавать в форме ЕГЭ и ОГЭ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного тестирования по предметам в форме и по материалам ЕГЭ и ОГЭ.
Вопросы внутришкольного контроля по вопросам качества обучения и повышения уровня обученности в вопросах подготовки к ОГЭ и ЕГЭ запланированы, исходя из анализа результатов ГИА 2018 года.
За истекший период согласно плану ВШК были рассмотрены следующие вопросы по подготовке к ГИА:
-организация дифференцированных дополнительных занятий по русскому языку и математике в 9, 11 классах;
— работа учителей математики 9, 11 классов на уроках со слабоуспевающими учащимися;
— работа учителей русского языка 9, 11 классов с одаренными детьми;
— проведение дифференцированных дополнительных занятий по предметам по выбору в 9, 11 классах;
— классно-обобщающий контроль в 9,11 классах.
При прохождении итоговой аттестации по математике мы ежегодно получаем неудовлетворительный результат от некоторых выпускников, на ВШК отдельно был вынесен вопрос о работе со слабоуспевающими учащимися. На сегодняшний день положительного результата эта работа не принесла. За результат ГИА отвечает школа и учителя.
Результаты ГИА по русскому языку всегда более высокие, чем по математике.
Психологическая готовность к государственной итоговой аттестации
Методы проведения занятий педагога-психолога Ноговицыной М.Ю. разнообразны: групповые дискуссии, игровые, медиативные техники, анкетирование, мини лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенным темам. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.
Деятельность педагога-психолога заключается:
- в психологическом просвещении родителей на родительских собраниях и консультациях (рекомендации по поддержке детей и помощи им в период подготовки и сдачи экзаменов);
- психологической диагностике уровня готовности к ГИА и ЕГЭ и коррекции эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося в процессе подготовки к ГИА и ЕГЭ (уровень тревожности, самооценки, уровень притязаний, локус контроля (ответственность за свои действия));
- организации групповых и индивидуальных развивающих занятий с элементами тренинга (развитие саморегуляции, самоконтроля, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, развитие навыков мыслительной деятельности);
Работа с учащимися проводится как со всем классом, так и выборочно.
Главное условие успешной сдачи ЕГЭ — это разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. Разработка индивидуальной стратегии возможна лишь при условии психологической зрелости выпускника, так как от него требуется осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех.
Психологическая подготовка к ЕГЭ
ЦЕЛИ:
- отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену;
- обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля;
- повышение уверенности в себе, в своих силах.
Задачами учителя являются:
— адекватная оценка в течение учебного периода знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
— не «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности, а организация системной продуманной работы в течение всех лет обучения предмету (должна быть преемственность между учителями-предметниками и периодом обучения);
— индивидуальное выполнение самими учителями экзаменационных работ ЕГЭ по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;
— составление плана собственной работы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ в процессе преподавания предмета;
— проведение обсуждения этих планов со всеми участниками образовательного процесса;
— проведение практикумов, целью которых является прогнозирование и предупреждение возможных ошибок учащихся, определение методических приемов по предупреждению этих ошибок (групповая работа учащихся);
— анализ результатов собственных, муниципальных, региональных, федеральных тестирований, пробного тестирования и др.
Система работы учителя по организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе подготовки старшеклассников к ЕГЭ и ЕГЭ через реализацию деятельностного подхода состоит из следующих компонентов:
- диагностика мотивации, уровня самостоятельной деятельности, базового уровня знаний учащихся, пробелов в знаниях школьников за предыдущий год обучения, уровня развития самостоятельности каждого ученика с целью выявления общей картины развития и возможностей класса, а также устранение пробелов для последующей работы;
- создание психолого-педагогических и организационно — педагогических условий для организации учебно-познавательной деятельности учащихся:
- через организацию обучения технике сдачи теста.
- перспективное планирование хода подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ с опорой на достигнутые знания, коммуникативные знания и умения школьников.
- планирование учебного процесса с учетом подготовки школьников к ГИА и ЕГЭ через каждый урок, этапы урока, блоки материала, уроки -тренинги и уроки систематизации.
- через использование различных видов и уровней КИМов;
- через использование тестового и дидактического материала, отвечающего принципу последовательного нарастания сложности.
- через формирование общеучебных и предметных умений и навыков, ключевых компетенций;
- через субъект – субъектные формы взаимодействия учителя и учащихся;
- через организацию самостоятельной работы учащихся по КИМам, как в урочное, так и во внеурочное время.
- через проведение тренировочных и диагностических работ в формате ГИА и ЕГЭ через систему «Решу ОГЭ, ЕГЭ», «ФИПИ», «Сдам ЕГЭ» , «Незнайка» и т.д.;
- через разработку индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
- через совершенствование форм и методов обучения.
- оценка и анализ эффективности работы по формированию осознанных, прочных знаний, умений и навыков по математике и готовности школьников к ЕГЭ.
Работа классного руководителя с учащимися включает следующие направления:
- вдумчивое знакомство с нормативно-правовыми материалами Министерства образования Российской Федерации о проведении ГИА. В ходе этой работы классному руководителю необходимо выявить степень информированности школьников о ГИА и ликвидировать пробелы;
- формирование у обучающихся позитивного отношения к новой форме аттестации;
- осуществление постоянной связи между субъектами системы: обучающиеся – родители – учителя-предметники – классный руководитель, с целью выявления неуспешности ученика и содействия в систематическом повторении важнейших разделов дисциплин;
- формирование у выпускников потребности в непрерывном образовании и совершенствовании умения владеть собой в сложных жизненных ситуациях; воспитание самодисциплины, самоконтроля и развитие высокой трудоспособности (формы взаимодействия: беседы, индивидуальные консультации, часы общения);
Работа классного руководителя с учителями-предметниками состоит в:
- содействии в организации систематического повторения всех важнейших разделов дисциплин и постоянного контроля блоков повторения в календарно-тематических планах;
- отслеживании наличия различных форм контрольно-измерительных материалов и обеспечение подготовки и проведения тренинга, способствующего совершенствованию у обучающихся навыка работы с КИМами;
- организации психолого-педагогических консилиумов, заседаний малого педсовета, совещаний по проблемам подготовки к итоговой аттестации, а также собеседований с учителями-предметниками;
- организации и контроле индивидуальной работы учителей-предметников с обучающимися.
Работа классного руководителя с родителями заключается:
- в оказании необходимой помощи при изучении нормативно-правовой базы ГИА,
- в обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить
- семья для успешного прохождения обучающимся ГИА,
- в обсуждении организации учебной домашней работы, режим труда и отдыха обучающихся,
- в оказании помощи, совместно с родителями, каждому выпускнику в выборе предметов для прохождения аттестации в форме ГИА.
Полноценная поддержка выпускников возможна только в том случае, если психологам, педагогам и родителям удается совместно выработать единую стратегию.
Выпускник должен:
- осознанно выбрать учебные предметы для сдачи ГИА и ЕГЭ;
- знать критерии оценивания по учебным предметам;
- уметь рефлексировать свою деятельность по подготовке к экзамену.